272
Кондиционер, отопление и вентиляция
Меры безопасности при
работе с хладагентом
При работе с хладагентом всегда со-
блюдайте правила техники безопас-
ности.
1. Запрещается работать с хладаген-
том в закрытом помещении или вбли-
зи открытого пламени.
2. Всегда надевайте защитные очки.
3. Следите, чтобы хладагент не попал
в глаза или на кожу. При поражении:
а) Не трите обожженное место.
б) Промойте обожженное место боль-
шим количеством холодной воды и
смажьте кожу чистым вазелином.
в) Не пытайтесь лечиться самостоя-
тельно, немедленно обратитесь в
медицинское учреждение.
4. Не нагревайте баллоны с хладаген-
том и не сжигайте их.
5. Не роняйте баллоны и не подвер-
гайте их ударам.
6. Не включайте компрессор без дос-
таточного количества хладагента. Не-
достаток хладагента приводит к не-
достаточной смазке компрессора, что
может повлечь за собой его поломку.
7. Не открывайте клапан высокого дав-
ления на блоке манометров при рабо-
тающем компрессоре. При открытом
клапане высокого давления изменится
направление потока хладагента, что
приведет к поломке цилиндра ком-
прессора.
8. Не допускайте перезарядки систе-
мы. Избыток хладагента ведет к не-
достаточному охлаждению, перерас-
ходу топлива, перегреву двигателя.
9. Используйте только хладагент
R134a. В настоящее время в системе
кондиционирования используется
хладагент R134a. Большие различия в
свойствах хладагентов R12 и R134a
требуют разных систем кондициони-
рования для каждого типа хладагента.
Никогда не допускайте смешивания
хладагентов R12 и R134a даже в малых
количествах, т.к. это приведет к серь-
езным неисправностям системы конди-
ционирования.
Расположение компонентов системы кондиционирования и отопления.
1 - блок предохранителей в моторном отсеке №1, 2 - компрессор конди-
ционера, 3 - выключатель по давлению, 4 - электронасос отопителя,
5 - блок предохранителей в моторном отсеке №2, 6 - инвертор кондицио-
нера, 7 - датчик температуры наружного воздуха, 8 - спиральный провод,
9 - панель управления кондиционером на рулевом колесе, 10 - комбина-
ция приборов, 11 - датчик солнечного света, 12 - многофункциональный
дисплей, 13 - блок управления гибридной установкой, 14 - блок управле-
ния двигателем, 15 - блок управления кондиционером, 16 - датчик темпе-
ратуры воздуха в салоне автомобиля, 17 - блок предохранителей в сало-
не автомобиля, 18 - маршрутизатор, 19 - диагностический разъем.
HFC-134а
смешивать
l=>
CFC 12
Реле
Модели с правым рулем
Кондиционер, отопление и вентиляция
273
Расположение компонентов системы кондиционирования и отопления
(продолжение). 1 - датчик температуры воздуха за испарителем, 2 - рас-
ширительный клапан, 3 - испаритель, 4 - сервопривод заслонки забора
воздуха, 5 - сервопривод заслонки направления потоков воздуха, 6 - блок
кондиционера и отопителя, 7 - электровентилятор отопителя в сборе,
8 - сервопривод смешивания потоков воздуха, 9 - радиатор отопителя,
10 - дополнительный отопитель.
10. Используйте компрессорное мас-
ло, соответствующее используемому
хладагенту.
Внимание: смешивание масел, пред-
назначенных для различных систем
кондиционирования, приводит к выхо-
ду из строя компрессора.
Компания Toyota рекомендует масло
ND-OIL 8 для систем, использующих
хладагент R134a.
11. Используйте уплотнительные коль-
ца и сальники, предназначенные толь-
ко для используемого типа хладагента.
12. Соблюдайте аккуратность при за-
тяжке соединений.
а) Нанесите немного компрессорно-
го масла на резиновые уплотнения
штуцеров для облегчения затяжки и
предотвращения утечек хладагента.
б) При затяжке гаек используйте два
гаечных ключа для предотвращения
скручивания трубопровода.
в) Затяжку проводите только ука-
занным моментом.
13. Немедленно устанавливайте за-
глушки на открытые концы шлангов и
штуцеры, чтобы предотвратить попа-
дание влаги и пыли.
14. Стравите хладагент через заряд-
ный клапан перед установкой нового
компрессора, иначе компрессорное
масло распылится вместе с хладаген-
том при снятии пробки.
Вакуумирование,
зарядка и проверка
системы
Установка блока манометров
1. Присоедините зарядные шланги к бло-
ку манометров. Затяните гайки рукой.
2. Присоедините быстросъемный адап-
тер к зарядным шлангам. Затяните гай-
ки рукой.
3. Закройте клапаны блока манометров.
4. Снимите заглушки с сервисных кла-
панов линий охлаждения.
5. Присоедините быстросъемный адап-
тер к сервисным клапанам, как показа-
но на рисунке.
6. Подсоедините блок манометров к
системе кондиционирования.
7. Разрядите систему.
а) Включите кондиционер.
б) Двигатель работает в режиме
1000 об/мин в течение 5-6 минут.
в) Заглушите двигатель.
г) Откройте оба клапана блока ма-
нометров.
д) Нажмите на сердечник клапана,
расположенного сбоку блока мано-
метров, и выпустите хладагент из
системы кондиционирования.
Вакуумирование системы
1. Установите блок манометров.
а) Установите адаптер на вакуумный
насос.
б) Подсоедините центральный шланг
блока манометров к адаптеру ваку-
умного насоса.
в) Откройте оба клапана блока ма-
нометров и включите вакуумный
насос.
г) Не менее, чем через 10 минут про-
верьте, что манометр низкого давле-
ния показывает 100 кПа или больше.
Примечание: если давление ниже, за-
кройте оба клапана блока маномет-
ров и выключите вакуумный насос.
Проверьте герметичность системы и
устраните неполадки.
д) Закройте оба клапана блока мано-
метров и выключите вакуумный насос.
е) Оставьте систему в таком состоя-
нии не менее 5 минут, проверьте, что
показания приборов не изменяются.
Зарядка системы
Примечание:
- Не эксплуатируйте автомобиль
до зарядки системы, в противном
случае компрессор кондиционера
будет поврежден (вследствие не-
достатка смазки).
- См. рисунок "Зарядка системы".
- После зарядки убедитесь в от-
сутствии утечек из системы.
Установите зарядный баллон.
Примечание: при работе с зарядным
баллоном всегда выполняйте требо-
вания, описанные в инструкции к нему.
а) Заправьте зарядный баллон необ-
ходимым количеством хладагента.
Количество
хладагента.............450 ±30 г
б) Подсоедините центральный шланг
к зарядному баллону.
Внимание: не открывайте клапаны
на блоке манометров!
в) Откройте клапан на зарядном
баллоне.
г) Нажмите на сердечник клапана,
расположенного сбоку блока мано-
метров, и выпустите воздух из цен-
трального шланга.